4.2. Доступность сервиса

Доступность сервиса — это статистическая величина, которая является числовым выражением качества предоставляемого сервиса. Формула доступности приведена в рекомендации ANSI/SCTE 168-6:

\[Availability\,(\%) = \frac{Monitoring\,Time - Error\,Seconds}{Monitoring\,Time} \times 100\%\]

где:

  • Monitoring Time — время мониторинга;

  • Error Seconds — количество секунд-ошибок обнаруженных за время мониторинга.

Формула учитывает время мониторинга, а не время предоставления сервиса, т.к. только во время наблюдения за сервисом можно достоверно сказать о наличии или отсутствии в нем ошибок. В системе Boro, вычисление доступности разбивается на 15-минутные (900 сек.) интервалы, результаты которых сохраняются в базу данных. Из 15-минутных интервалов можно строить более крупные, например часовые или суточные отчеты. Время мониторинга будет отличаться от 24 часов в сутки (86400 сек.), если:

  • задача мониторинга останавливается;

  • зонд теряет связь с сервисом с потерей статистики;

  • задача анализа «падает» или зависает.

Идея регистрации ошибок заключается в том, что любой инцидент произошедший за определенную секунду времени, делает эту секунду ошибкой, даже если длительность инцидента гораздо короче секунды (например потеря одного пакета). Рекомендация ANSI/SCTE 168-6 ссылается на ключевые метрики, относящиеся к QoS доступности: потеря пакетов, потеря сигнала, джиттер. Однако Boro предоставляет расширенное число ключевых метрик, которые доступны в профиле Настройки проекта ➝ KPI ➝ Доступность сервиса. По сути ключевые метрики это триггеры, аналогичные системе оповещения, но с несколько иными настройками по умолчанию. Также для метрики Ошибка источника (нет сигнала) полностью исключена возможность использовать защитный порог, т.е. даже секундное отсутствие сигнала будет расцениваться как ошибка. Важный момент: подсчет секунд-ошибок ведется с учетом пересечения срабатывания триггеров, т.е. количество секунд-ошибок не может превышать длительность мониторинга.

Пользователь самостоятельно выбирает, какие показатели необходимо учитывать при вычислении Доступности сервиса. Для разных типов анализируемых протоколов это могут быть различные наборы ключевых метрик, за счет использования различных KPI профилей. Обратите внимание, что триггеры разбиты на две группы QoS и QoE, таким образом система Boro вычисляет три типа доступности: QoS, QoE и суммарную. Такое разбиение позволяет точнее понимать в какой области лежат проблемы с анализируемым потоком. Как ранее упоминалось, доступность всегда вычисляется с учетом пересечения всех выбранных триггеров, в том числе и суммарная доступность.

Для удобства идентификации проблем со снижением качества, пользователю предлагается настроить цветовую схему в профиле Настройки проекта ➝ KPI ➝ Доступность сервиса. Цветовая схема используется для колоризации графиков и мини-графиков с трендами. В качестве цветов используется набор, аналогичный цветовой схеме серьезности Алармов системы. Значения порогов доступности, установленные по умолчанию, не являются каким-либо стандартом и могут быть настроены пользователем согласно политике компании по условиям предоставления услуг.

../_images/AvailabilityLevels_ru.png

Отображение Доступности сервиса применяется на видах:

Примечание

Для вычисления и отображения Доступности сервиса необходимо обязательно применить профиль Доступность в настройках каждой задачи.